ХАКАТОН
Абрау-Дюрсо: от экскурсионного бюро до курорта федерального значения
Центр туризма «Абрау-Дюрсо» — самостоятельное подразделением группы компаний, которое отвечает за привлечение туристов на территорию курорта Абрау-Дюрсо. Сегодня курорт принимает 500 000 туристов в год, а 2030 году планирует увеличить поток до 1 миллиона. Однако начиналось все с небольшого экскурсионного бюро в 2006 году.

Как рядовые экскурсии по заводу переросли в большой бизнес, рассказывает Ирина Гончарова, вице-президент по туризму и специальным проектам ГК «Абрау Дюрсо».

Ирина Гончарова

Вице-президент по туризму и специальным проектам ГК «Абрау-Дюрсо»
В 2006 году в Абрау-Дюрсо появился экскурсионный отдел. Это был маркетинговый ход — туризм был инструментом, который формировал лояльность к основному продукту — вину. Гости должны были стать амбассадорами бренда после знакомства с винодельней и дегустаций. Сейчас туристическое направление является вторым по значимости бизнесом в группе компаний и привлекает 500 тысяч туристов в год. Получается кросс-промо: туристический бизнес помогает продвигать винодельческий и наоборот. Расскажу, какие шаги мы предприняли на этом пути.
1. Выделить туризм в отдельное направление и изменить структуру управления
Мы сформировали отдельное направление и кардинально поменяли систему управления. Это позволило Центру туризма стать прибыльным и значимым в группе компаний «Абрау-Дюрсо».
Начиналось все с небольшого экскурсионного отдела, который постепенно перерос в музейно-исторический комплекс и развитую туристическую инфраструктуру вокруг озера Абрау.
Сейчас управление туристическим комплексом базируется на следующих составляющих: Центр туризма выстраивает туристический CJM (customer journey map или путь клиента), занимается управлением территорией, маркетингом, экскурсионным направлением и собственной розницей на территории курорта. Работа происходит в тесном взаимодействии и двумя другими направлениями: ресторанным и отельным комплексами.
2. Поставить цели
Изначально наши цели были краткосрочными, на 1–2 года. В нашем случае краткосрочное планирование показало очень хорошие результаты, особенно в период пандемии, — это помогало нам быть мобильными и гибкими, а также быстро реагировать на любые изменения.
Сейчас мы поставили долгосрочную цель до 2030 года — хотим сделать Абрау-Дюрсо одним из лучших круглогодичных курортов федерального значения. В партнёрстве с госкорпорацией Туризм РФ мы работаем над проектом, соответствующим мировым стандартам.
Мы планируем привлекать инвесторов, открыть новые рестораны и отели категории 4 и 5 звезд, реконструировать историческую часть поселка, провести реновацию набережной озера Абрау, а также модернизировать транспортную и коммунальную инфраструктуру.
3. Собрать и вырастить команду
Для нас всегда в приоритете лояльные сотрудники компании, стремящиеся к саморазвитию. Есть множество примеров, когда бывшие официанты и администраторы дорастали до ключевых менеджерских позиций. Мы уверены, что команда может расти вместе с бизнесом.

В компании действует реферальная система — можно рекомендовать кандидатов на открытые вакансии и получить за это вознаграждение. Мы внедряем адаптационные программы и развиваем персонал.
4. Наладить работу с местным сообществом
Первый и самый важный инструмент в этом направлении — это фонд «Жизнь Абрау-Дюрсо». Он создан по инициативе собственника компании Бориса Титова, чтобы благоустраивать территорию, развивать сферы образования, здравоохранения, культуру и спорт в селе Абрау-Дюрсо, а также заниматься благотворительностью и поддерживать местных предпринимателей. Фонд выпускает еженедельную газету «Жизнь Абрау», где мы делимся важными новостями в жизни села. Исполнительный директор завода «Абрау-Дюрсо» Юлия Пархоменко является депутатом Законодательного собрания Краснодарского края, что тоже является важной точкой соприкосновения с сообществом.

Для местных жителей предоставляются привилегии на посещение туристических объектов курорта – в течение года действуют специальные программы и акции.
5. Отстроить стандарты сервиса
Для нас высокие стандарты сервиса — основной приоритет, ведь мы дорожим каждым гостем. Судя по статистике, они отвечают нам взаимностью, например, в бутик-отель «Империал» больше половины гостей возвращаются снова.
У нас высокие требования, поэтому на сегодняшний день мы самостоятельно управляем объектами, которыми владеем. Внутри этой экосистемы мы полностью отвечаем за стандарты сервиса. Мы готовы привлекать людей с релевантным бэкграундом, с опытом работы в крупных отельных сетях, но при этом адаптируем их под себя.

С резидентами мы работаем точечно — например, для формирования разноплановых гастрономических концепций на фуд-корте курорта мы пригласили арендаторов. Но даже в рамках этого проекта наши менеджеры контролируют качество: дегустируют, вносят свои предложения и корректировки.

6. Выстроить систему маркетинга
Маркетингом занимается Центр туризма, и его основная задача — генерировать туристический поток. При этом мы хотим сами создавать комплексные продукты и формировать туры. Для этого мы получили лицензию туроператора и начали делать первые шаги в этом направлении. Например, совместно с РЖД-ТУР запустили путешествие «К виноградникам у моря». Кроме того, мы создали проект «Винные дороги Кубани». Это эногастрономические маршруты по винодельням, где гости знакомятся с новыми туристичесими объектами, узнают о секретах виноделия в Краснодарском крае.
Как измерить успех
Наш первый и главный KPI — довольные гости. Для этого мы пользуемся разными методами оценки уровня удовлетворенности, у нас внедрена целая система.

Следующий важный критерий — возвратность. Мы формируем пул постоянных клиентов, которые возвращаются к нам, становятся лояльными к основному продукту.

Очень важный критерий – это турпоток, его качество и количество, а также целевая загрузка, распределенная по году. Наша цель – всесезонность.

Мы также обращаем внимание на рентабельность бизнеса и хотим постепенно увеличивать свою долю прибыли в Группе компаний «Абрау-Дюрсо».
Чтобы обменяться опытом по управлению территориями, увидеть, как схожие задачи решают на других концах России, а также посмотреть на свою деятельность со стороны и выявить точки роста команда Территории.РФ создала Хакатон, который пройдет 3-5 октября в Москве. На Хакатоне соберутся первые и вторые лица территорий разного масштаба: от регионов до частных объектов.

Оставьте свои контакты, чтобы в числе первых получить рекомендации по управлению туристическими объектами, которые мы сформулируем по итогам хакатона.
    Обсудим, как привлечь туристов на вашу локацию?
    Расскажите, какая перед вами стоит задача. Я задам уточняющие вопросы и опишу, чем мы можем быть полезны
    Анна Булочникова
    Основатель и управляющий директор «Территории.РФ»
    Телефон
    Почта
    Мессенджеры
    © Территории.РФ 2021