ХАКАТОН
От руин до списка всемирного наследия ЮНЕСКО
Как Кенозерский национальный парк строит туризм, сохраняя природное и культурное наследие
В 1991 году Кенозерский национальный парк был малоизвестной территорией вдали от крупных городов и дорог, где постепенно ветшали и разрушались уникальные памятники архитектуры. Сейчас Парк сочетает в себе образцы первозданной природы и объекты деревянного зодчества XVIII–XIX веков, претендует на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и принимает около 18 тысяч туристов в год со средним чеком от 4 000 рублей. О секретах успеха и точках роста рассказывает директор ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» Александра Яковлева.

Александра Яковлева

Директор ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский»
30 лет назад, в момент создания национального парка, в стране рушилось все — это было очень сложное и турбулентное время. Уже тогда команда Парка под руководством первого директора, Елены Флегонтовны Шатковской, поняла, что туризм — это не только наша точка роста, но и главный инструмент для сохранения культурного и природного наследия. Есть мнение, что туристы, наоборот, разрушают заповедные территории. Это не так — грамотно организованная работа в этом направлении помогает развивать экономику, повышает уровень жизни местных и становится мощным ресурсом общего благополучия.
Таким образом, Парк работает сразу по нескольким направлениям: мы сохраняем природу, объекты культурного наследия и вкладываемся в развитие нематериальных ресурсов — благополучия местных жителей.
1. Работа с местными жителями
На локальных и уединенных территориях, как наша, нельзя работать без привлечения местного сообщества, именно поэтому это едва ли не самый важный инструмент, который помогает достигать успеха. Здесь можно выделить несколько важных задач:
— Изучить потребности местных жителей
Первым объектом, который мы построили на своей территории, стал не гостевой дом, офис, кордон охраны или гостиница. Это была школа в поселке Усть-Поча с полным инженерным обеспечением. Сейчас мы раз в пять лет проводим вместе с нашим Федеральным университетом социологические исследования, которые помогают нам выявить точки роста. Нам не нужны лубочные картинки — мы знаем, чем живут местные жители и какие у них есть проблемы.
– Выстроить равноправное партнерство
К этому пункту мы пришли методом проб и ошибок. Например, у нас была инициатива создать общественные советы, во главе которых мы поставили сотрудников Парка. Получился монолог, а не диалог. Или другой пример — в какой-то момент Парк начал ремонтировать школы, исторические памятники, детские площадки. Люди не знали, входило ли это в наши обязанности, но они решили — раз мы ремонтируем, значит, мы и должны это делать.

Сейчас мы идем по другому пути: у нас активное территориальное общественное самоуправление, мы помогли создать местным активистам некоммерческие организации, которые серьезно занимаются управлением территорией вместе с парком.
— Вовлечь местных жителей в сохранение и изучение наследия, создание центров промыслов и ремесел
Это направление связано с постоянным обучением. Мы возим наших местных жителей туда, где уже реализованы успешные практики. Трактористы были в Финляндии, те, кто занимается застройкой, ездили в Чехию и Словакию, потому что там есть интересный и релевантный опыт.

Таким образом мы закрываем очень острую проблему с кадрами — нам не надо иметь 500 сотрудников, ведь у нас обученные, классные, гостеприимные местные жители. Нам не нужно несколько кузнецов в штате. Да, у нас есть один. Но еще у нас есть местный житель, которому мы помогли построить кузницу, и теперь он поставляет нам шикарные сувенирные изделия, проводит мастер-классы, а еще он общительный и колоритный. Наши лучшие экскурсоводы – это местные жители. Наши лучшие повара – это тоже жители Кенозерья и Лекшмозерья. Это, что называется, win-win.

Про сувенирное производство хочется упомянуть отдельно. Для нас важно, чтобы оно сохраняло смысл — это происходит тогда, когда это экономически востребовано. Поэтому с местными жителями ведется отдельная работа, у нас есть база мастеров, мы проводим тренинги и стажировки. В этом году организовывали «Школу сельского отельера и ремесленника» — акселератор для производителей сувенирной продукции и владельцев сельских гостевых домов.
— Наладить коммуникацию и построить диалог с теми, кто живет на территории
Мы выпускаем два журнала, целевой аудиторией которых являются местные жители. Также выстраиваем работу в Интернете. Мы обучили людей ведению групп, и теперь у нас есть не только официальный аккаунт Парка в социальных сетях, но и группы деревень, которые стали нашими информационными партнерами. И конечно, с людьми нужно встречаться.

Например, раз в год мы проводим масштабную конференцию инициатив «Зимние встречи», на которую мы привозим местных жителей из «Кенозерского парка» и «Онежского Поморья». На ней мы подводим итоги, собираем обратную связь, обозначаем планы и выбираем ключевой фокус на следующий год. Например, мы внедряли большой проект по раздельному сбору отходов (РСО) на территории Парков, поэтому выбрали именно эту тему в качестве главной на одной из конференций.

В этом году мы концентрируемся на сохранении традиционной застройки деревень. На конференции мы рассказали, почему это важно, объяснили, как получить гранты, и презентовали книгу «Дом в заповедной деревне. Как все легко испортить… или исправить!». В ней мы систематизировали знания и наглядно, на примере фотографий, строительных схем и иллюстраций предложили идеи по улучшению внешнего вида домов. А еще – объявили конкурс грантов для жителей на ремонт домов в соответствии с правилами. Получили более 30 заявок и поддержали десять из них.
— Помочь местным с выстраиванием менеджмента и в других сферах
Мы помогаем писать заявки на гранты, оформлять документы, вести бухгалтерию и даем советы в юридических нюансах. Но здесь важно, чтобы инициатива исходила от тех, кто живет здесь — они должны сам написать заявку, а мы проконсультировать.
Главное — не причинять пользу и не наносить добро, все время проверять себя, а не начинаешь ли ты вести бизнес за них? За последние три года в рамках одного из наших проектов мы поддержали финансово и экспертно более 40 бизнес-проектов местных жителей. У нас появились новые гостевые дома, ткацкие, столярные мастерские, кузница, сыроварня, пряничная мастерская. Мы помогли модернизировать пять пекарен и многое другое!

Потому что если проект или какая-то инициатива не прожиты людьми глубоко, то они никогда не будут успешными и в конечном счете умрут. Это игра в долгую.
Поэтому я убеждена, если привезти на территорию экспертов, которые проведут стратегическую сессии, поделятся опытом, а потом уедут, то вряд ли это выльется во что-то серьезное.
2. Выстраивание сервиса на всех уровнях
Это одно из ключевых направлений, которое также невозможно без активного вовлечения местных жителей. Пока в Парке нет 4-5-звездочных отелей, но для нас важно, чтобы качественный сервис сопровождал туристов на всех этапах, от избушки до турстоянки. Поэтому бизнес-тренеры работают даже с продавщицами в сельском магазине. Мы выстраиваем систему, за которую у нас отвечает отдельный специалист по сервисному развитию.

Не все, конечно, готовы стать в один момент клиентоориентированными. Поэтому мы придумали проект «Знак качества Кенозерского парка». Из 33 гостевых домов, которые сейчас работают, этой наградой удостоено всего 9 мест размещения. Тем, кто обладает «Знаком качества», мы помогаем рекламой. А в пиковые сезоны, когда наша инфраструктура занята, мы перенаправляем поток туристов именно к ним.

То же самое касается сферы услуг. По нашим подсчетам, 80% экскурсионных и связанных с ними услуг предоставляют местные жители. Это та самая устойчивость, к которой сейчас многие стремятся.
3. Сохранение наследия
В начале девяностых Парк взял на баланс все архитектурные объекты, среди которых – шедевры деревянного зодчества и памятники федерального значения. Они находились в очень плохом состоянии, мы начали их охранять и реставрировать. За 30 лет мы полностью восстановили 30 памятников, на 24 провели противоаварийные работы.

Теперь это мощный фильтр и лозунг во всех туристических проектах — сохранение наследия в приоритете перед любым его использованием.
Прежде чем сделать какой-то шаг, пустить подрядчика, заключить договор с новым туроператором, мы должны понять, не навредит ли это нашему наследию.
Как измерить успех
Здесь я бы выделила три ключевые метрики. Первая — эта степень сохранности наследия. Нужно постоянно следить за тем, чтобы наши культурные ландшафты не зарастали, чтобы внешний облик деревень сохранялся, чтобы не ухудшалось, а только улучшалось состояние памятников архитектуры.

Вторая — экономические показатели. Это доходы учреждения, доходы местных жителей, которые мы тоже стараемся учитывать.

Третий показатель активности — социальное и экономическое развитие деревень. Чтобы вовремя ремонтировались школы, строились дороги, работали фельдшерско-акушерские пункты. Чтобы это были устойчивые населённые пункты с качественным медицинским, социальным обслуживанием, с инженерными коммуникациями.

Нам не нужны потемкинские туристические деревни — мы стремимся, чтобы уровень жизни людей соответствовал 21 веку.

Наши цели

Если говорить о наших целях в рамках туризма, то я бы сконцентрировалась на нескольких аспектах. Во-первых, рост экскурсионного обслуживания — мы хотим, чтобы как можно больше людей открывали и познавали для себя Русский Север. Следующее — мы хотим качественно, а не количественно увеличить средний чек. Нам важно сохранять невысокие цены, чтобы отдых оставался доступным. Для нас также работает правило: неважно сколько людей приехало, важно какими они от нас уехали. Путешествие со смыслом – это туризм в Кенозерском национальном парке. Это сложно измерить, но мы стараемся отслеживать отзывы, монитором инфополе и следим за количеством повторных поездок.


Новые вызовы появляются постоянно — всегда есть что улучшать и куда расти.

Чтобы обменяться опытом по управлению территориями, увидеть, как схожие задачи решают на других концах России, а также посмотреть на свою деятельность со стороны и выявить точки роста команда Территории.РФ создала Хакатон, который пройдет 3-5 октября в Москве. На Хакатоне соберутся первые и вторые лица территорий разного масштаба: от регионов до частных объектов.

Оставьте свои контакты, чтобы в числе первых получить рекомендации по управлению туристическими объектами, которые мы сформулируем по итогам хакатона.
    Обсудим, как привлечь туристов на вашу локацию?
    Расскажите, какая перед вами стоит задача. Я задам уточняющие вопросы и опишу, чем мы можем быть полезны
    Анна Булочникова
    Основатель и управляющий директор «Территории.РФ»
    Телефон
    Почта
    Мессенджеры
    © Территории.РФ 2021