Статья
Как сделать туристический мастер-план территории, который сработает

Мастер-план в туризме - это стратегическое понимание пространственного развития, без которого в управлении территории не обойтись. Иными словами, это стратегия, положенная на карту местности с проработанной схемой инфраструктуры, в которую включено функциональное зонирование, визуализация объектов и оценка инвестиционных параметров. Такой проектный документ позволяет глубоко проанализировать потенциал имеющихся ресурсов, помогает спланировать туристический поток и понять стоит ли привлекать инвестиции. К сожалению, идеальных мастер-планов у нас в стране не то, чтобы мало, их не существует. Большинство принятых являются таковыми только формально, и, на самом деле, не учитывают реального положения дел. Кроме того, мастер-план часто путают со стратегией или концепцией. (Об отличиях мы писали здесь.)

Мы считаем, что для получения идеального мастер-плана нужно сложить комплексную стратегию развития и проработку инфраструктуры. А чтобы получить сумму, работающую на позитивный результат, нужно обязательно уделить внимание четырем пунктам:
  • 1.
    Оценка территории со всех сторон: инфраструктура, продукт, маркетинг, целевая аудитория.
  • 2.
    Целеполагание: определение ключевого направления развития туризма на территории (основано на идентичности и потенциале локального бизнеса), расчет показателей потока, стоимости дня и уровня сервиса.
  • 3.
    Проектирование: проработка проектов инфраструктуры, сервиса, продуктов, позиционирования и продвижения.
  • 4.
    Единая дорожная карта развития территории на 7-10 лет.
При проверенной рабочей схеме важно подчеркнуть, что гарантированный эффект будет на территории с потенциалом для развития и в случае, если проектный документ не уберут “в стол”, а будут применять. А также, если план будет не заточен только на пространственное планирование, акцент на который делают в своих проектных решениях архитекторы и урбанисты. Потому что для туризма важен именно локальный бизнес, пространство же - вторично. Для начала нужно понять идентичность территории (как это сделать за 4 часа - читайте в материале “Идентичность за 4 часа? Легко!"), затем выявить набор сервисов, который
сможет обеспечить местный бизнес в начале пути. И только после этого думать о том, какая инфраструктура сможет поддержать и усилить эту идею. Только при таком подходе можно создать проект действительно устойчивого развития туризма на территории.

Нельзя не упомянуть еще один один важный шаг при создании мастер-плана, а именно составление технического задания (ТЗ). Совет - не пишите его самостоятельно, это большая работа, требующая большого набора очень разной квалификации: урбанистика, архитектура, экономика, туризм, маркетинг территорий, бизнес и продажи. Лучше выберете 2-3 команды и попросите их прислать стандартное ТЗ, сравните их, составьте нечто среднее или выберете то, что вам покажется наиболее полным. А если хотите сэкономить время на поиск - обратитесь к нашей экспертизе, которую выбирают государственные и частные организации, заинтересованные в привлечении туристического потока.
Что ещё почитать
    Обсудим, как привлечь туристов на вашу локацию?
    Расскажите, какая перед вами стоит задача. Я задам уточняющие вопросы и опишу, чем мы можем быть полезны
    Анна Булочникова
    Основатель и управляющий директор «Территории.РФ»
    Телефон
    Почта
    Мессенджеры
    © Территории.РФ 2021