ХАКАТОН
Как в Калужской области развивают сельский туризм
И строят экологическую тропу протяженностью 200 километров
Калужская область — один из немногих регионов России, где формируется сельский туризм. А еще прямо сейчас в регионе совместными усилиями различных структур строят «Большую Калужскую тропу» протяженностью около 200 км, которая должна стать одним из якорей территории.

О том, как скоординировать работу разных департаментов рассказывает генеральный директор ГАУ КО «Агентство по развитию туризма» Дарья Чахова.

Дарья Чахова

директор ГАУ КО «Агентство по развитию туризма»
Думаю, что главный секрет управленцев территориями — сочетание пространственного и продуктового мышления. Еще нужен административный подход: четкое понимание механизмов, знание, откуда брать ресурсы. Ведь наша задача — создать туристическую инфраструктуру, сделать туризм инфраструктурной отраслью экономики. Расскажу, какие шаги нужно предпринять на этом пути.
1. Разработать стратегию
У нас есть стратегия Калужской области, которая расшивается в мастер-планы, а дальше в конкретные инвестиционные лоты и проекты. В стратегии соединены все аспекты: деление на территориальные единицы, кадровая политика и так далее.
2. Получить обратную связь от всех участников процесса
В рамках каждой территориальной единицы мы собираем проектные семинары и учимся работать вместе. Мы как управленцы можем прийти и сказать — здесь должна быть такая инфраструктура, вот такие нужно привлечь инвестиции, а выглядеть это должно вот так. А как наши идеи будет жить, непонятно. Поэтому чтобы территория реально развивалась, необходимо собрать обратную связь у местных и бизнеса, обменяться с ними мыслями и собрать единый документ, где будут разные слои. Важно, чтобы они самостоятельно поставили себе планы и задачи, а мы направляли и помогали в реализации.
3. Внедрить социокультурное программирование
Мы учимся внедрять социокультурное программирование — это метод работы с территорией как с единым пространством. Он помогает объединять вокруг территории заинтересованных людей и формирует устойчивые сообщества. Сейчас под руководством профессионалов, которые сделали много проектов на федеральном уровне, мы учимся внедрять этот метод на одном из районов. И потом планируем применить его в других территориальных единицах. Мы также наняли команду архитекторов, которые помогут нам с проектированием туристической инфрастуктуры.
4. Заняться грантовой деятельностью
Мы тесно сотрудничаем с НКО — Ассоциацией туристско-рекреационного кластера Калужской области. Вместе участвуем в проектах «Малое и среднее предпринимательство» и получаем гранты на мероприятия, которые мы проводим под единым брендом.
5. Найти точки соприкосновения с другими министерствами
Наше Агентство работает вместе с другими министерствами — у нас есть арготуризм, который имеет отношение к сельскому хозяйству, мы должны заниматься прокладыванием дорог и улучшением другой инфраструктуры. И здесь без выстраивания связей невозможно прийти к хорошему результату. Вот простой пример.
Мы делаем проект «Большая Калужская тропа» — это благоустроенный маршрут в 200 км вдоль реки Угра, который свяжет четыре муниципальных района Калужской области. Губернатор региона драйвит и усиливает проект, наше Агентство руководит работами и занимается маркетингом, ТИЦ печатают указатели, национальный парк «Угра» выполняет все хозяйственные работы: выкашивает коридор тропы, уплотняет полотно, устанавливает столбы для навигации. Заместитель района взаимодействует с бизнесом, чтобы обеспечить рабочих тяжелой техникой, дорожный бизнес уплотняет полотно в местах, где идет подтопление.

В общем, работаем рука об руку — если смотреть на туризм как на отдельную единицу, ничего не получится.
6. Стать драйвером событийного маркетинга
Туристско-информационный центр (ТИЦ) занимается проектом «Сельское лето». Это единый календарь мероприятий, которые проходят на объектах сельского туризма. События организовывают предприниматели и муниципальные чиновники, а ТИЦ собирает календарь, занимается продвижением, помогает с контентом. И бизнес с удовольствием приходит в ТИЦ, ведь от этого взаимодействия они видят реальную пользу.
7. Поддержать бизнес
Мы помогаем бизнесу участвовать в программе регионального кэшбека на сельский туризм. По этой программе они могут вернуть до 20% расходов на строительство модульных домов, закупку комплектующих и так далее. Наше агентство консультирует предпринимателей, помогает собирать документы и так далее.
Как измерить успех
У нас есть стратегия, в которой прописаны цифры и показатели. Понятно, что есть такой индикатор как турпоток.

Дальше инвестпрокты — важно видеть реальные объекты, которые появились на территории.

То есть, это такие количественные показатели, которые можно прийти и увидеть на территории. Моя гипотеза в том, что эффект формируется в первую очередь на локальном уровне. Эту методику еще надо отработать, мы пока в начале пути.
Чтобы обменяться опытом по управлению территориями, увидеть, как схожие задачи решают на других концах России, а также посмотреть на свою деятельность со стороны и выявить точки роста команда Территории. РФ создала Хакатон. По итогам мероприятия мы разрабатываем рекомендации с лучшими практиками в управлении туристическими территориями.

Оставьте контакты и получите наше исследование в числе первых.
    Обсудим, как привлечь туристов на вашу локацию?
    Расскажите, какая перед вами стоит задача. Я задам уточняющие вопросы и опишу, чем мы можем быть полезны
    Анна Булочникова
    Основатель и управляющий директор «Территории.РФ»
    Телефон
    Почта
    Мессенджеры
    © Территории.РФ 2021