ХАКАТОН

Уездный город, из которого больше не хочется уезжать

Опыт трансформации Коломны
Коломна — провинциальный город с культурным наследием и старинной архитектурой. В начале 2000-х Коломна находилась в упадке, однако ситуация постепенно начала меняться с приходом в город инициативных людей. Они разработали мастер-план, открыли производство и музей пастилы, калачную и другие объекты притяжения. В 2022 году турпоток в небольшую Коломну составил 1,6 млн человек. О том, как удалось достичь этого результата рассказывает основатель бренда «‎Коломенская пастила» Елена Дмитриева.

Елена Дмитриева

Основатель бренда «‎Коломенская пастила»
Чтобы сохранить объекты культурного наследия, нужно сделать из них ценность для современного человека. Другого пути нет — они постепенно разрушатся и станут ненужными. Коломна — город, где ветхих объектов в начале 2000-х было довольно много. Мы решили создать из них ценность, и вот какими шагами к этому шли.
1. Разработать мастер-план
В 2006—2007 годах мы совместно с местными жителями разработали концепцию развития — хотели трансформировать территорию, придумать формат, который был бы востребован современным человеком. То есть, у нас было визионерское видение: мы понимали, к чему хотим прийти, а потом выстраивали это в определённую структуру.

Одним из этапов было исследование. В ходе него мы выделили две целевых аудитории — люди, которые живут в городе, и туристы. Для туристов на тот момент не было практически ничего — даже экскурсии не водили. Очевидно, что нужно было развивать экскурсионное обслуживание, создавать точки притяжения.
2. Собрать команду единомышленников
В 2007 году существовал благотворительный фонд «Коломенский Кремль», где занимались сохранением культурного наследия. Мы пришли в фонд и объединили усилия — собрали команду из музейных работников, писателей, историков, краеведов и музейщиков. Нам помогал кружок местных жителей, который назывался «Коломенский Арбат». Они издавали брошюры про каждый объект. Также сотрудничали с педагогическим институтом, а именно с историками и археологами, которые там работали.
3. Воссоздать путь туриста (CJM — customer journey map)
Мы работали с архитектором Ольгой Милославской. Она сделала схему функционального зонирования территории на карте и прочертила условный путь туриста: где он заезжает, оставляет машину, завтракает, обедает и или как проводит время вечером. Эту схему мы утвердили с общественным советом.
4. Приземлить мастер-план
Мы показали свой мастер-план эксперту по территориальному и городскому развитию Вячеславу Глазычеву. Он помог нам доработать документ и масштабировать его, включив туда не только город, но и окрестности. Уже на этом этапе появились первые цифры — сколько человек мы хотим и можем принять, экономические показатели. Так, например, мы посчитали, что максимально Коломна может 1,5 миллиона туристов в год, а для создания комфортной инфраструктуры нужно около 7 тысяч рабочих мест.
5. Заняться грантовой деятельностью и наладить сотрудничеством с фондами
Важный этап нашего развития — сотрудничество с фондом Потанина, в рамках которого мы поучаствовали в междисциплинарном проекте по анализу территории. С нами работала команда из разных областей. Ученые исследовали Коломну, исходя из своей экспертизы — биология, урбанистика, архитектура, ботаника и так далее. По результатам работы мы выпустили книгу.
Еще один неочевидный плюс работы с фондами — маркетинг. Например, фонд Потанина, с которым мы сотрудничали, был заинтересован в том, чтобы рассказать про свои проекты. В первый музей, который мы сделали, с их подачи приезжали федеральные СМИ.
6. Развить событийный маркетинг
В 2008 году мы провели городской праздник «Ледяной дом: русские потехи от Ивана Лажечникова», в рамках которого воссоздали ярмарку, аттракционы и народные гуляния в стиле XVIII — XIX веков. По проекту Николая Полисского возвели на площади 15-метровые катальные горы, качели и торговые ряды. Мы хотели привлечь внимание к усадьбе Лажечникова, которую реставрировали около 30 лет.
7. Создать узнаваемый сувенир, который будет ассоциироваться с городом
Во время изучения жизни и быта купца Лажечникова мы прочитали его роман «Ледяной дом». Краткая историческая справка: ледяной дом — это одно из развлечений императрицы Анны Иоанновны. Он был возведён в 1740 году между Петропавловской крепостью и Зимним дворцом. К торжеству в Петербург императрица распорядилась привезти по два представителя от каждого народа России в национальных одеждах с традиционными музыкальными инструментами. А возглавляла шествие коломенская пастельница — женщина, которая делала и продавала пастилу.
Так нам в голову пришло сделать на городском празднике интерактив: сделали пастилу, нашли коробочки, этикетки и пригласили женщину, похожую на пастельному, которую описывал Лажечников. В какой-то момент слава о нашей пастиле вышла за пределы фестиваля, мы увидели спрос и зарегистрировали торговую марку. Благодаря сарафанному радио нас пригласили на выставку «Культурная реальность Подмосковья» в Крокус Экспо и попросили изготовить 200 упаковок сладостей в качестве сувениров для важных гостей.
8. Открыть на территории объекты притяжения
Мы начали с музея пастилы — сейчас он располагается в здании, где до революции была фабрика пастилы купца Чуприкова. Большую часть инвестиций на реставрацию здания мы вложили из собственных средств. Сейчас в «Музее-фабрике» есть производственный цех, магазин. Там же начали делать театрализованные экскурсии. Мы же сделали пастилу образом места, решили через пастельницу рассказать, как менялось производство, зарождались первые фабрики. Со временем наши иммерсивные экскурсии переросли в полноценный театр PASTILA.

Театр тоже очень интересен с точки зрения привлечения туристического потока. Например, к нам приезжают туристы, чтобы отметить у нас день рождения с гостями. Сначала они заказывают ужин, который плавно переходит в иммерсивное действие. Мы делаем спектакли на хорошем уровне — самостоятельно отшиваем костюмы, привлекаем детей из цирковой студии, режиссеров. Сейчас сотрудничаем с победительницей проекта «Ты супер!» Анной Чевтаевой, которая регулярно собирает овации.

После музея пастилы появилась «Калачная», где возрождают старинный калачный промысел, музей-резиденция «Арткоммуналка», где можно насладиться духом 60-х годов. Сейчас этими проектами занимается Наталья Никитина. Постепенно за нами на территорию потянулись новые люди и новые проекты — приехали две девушки из Москвы, Наталья Бакушина и Марина Волкова. Они открыли музей мыловарения «Душистыя радости». Помимо мыловарения они занимаются изготовлением ватных игрушек к Новому Году.
9. Создать синергию между проектами
Все бизнесы работают в тесной связке друг с другом. К примеру, если отделить музей от производства, то не будет собственного продукта. Для нас музей — маркетинг производства.

Мы также сотрудничаем с Коломенским заводом, которому в этом году исполняется 160 лет. К юбилею сделали для них сувенирную коробочку в виде теплохода.
10. Выстроить правильный нарратив
Люди всегда возвращаются за впечатлениями. Можно давать какие угодно знания, рассказывать интересные факты… Но важно, чтобы люди уезжали с ощущением, что им было хорошо.
Это работает и в медиа — СМИ обязательно нужно дать красивую картинку, заранее представить, что именно вы хотите получить в финале. Например, важно придумать, каким будет персонаж, который будет говорить на камеру. Не все это умеют.
Как измерить успех
Количество туристов — это главный и объективный показатель. Если количество туристов постоянно растет, то это значит, что работает сарафанное радио — гости рекомендуют место кому-то еще, и приезжают новые люди. Поэтому мы отслеживаем динамику потока.
Чтобы обменяться опытом по управлению территориями, увидеть, как схожие задачи решают на других концах России, а также посмотреть на свою деятельность со стороны и выявить точки роста команда Территории. РФ создала Хакатон. По итогам мероприятия мы разрабатываем рекомендации с лучшими практиками в управлении туристическими территориями.

Оставьте контакты и получите наше исследование в числе первых.
    Обсудим, как привлечь туристов на вашу локацию?
    Расскажите, какая перед вами стоит задача. Я задам уточняющие вопросы и опишу, чем мы можем быть полезны
    Анна Булочникова
    Основатель и управляющий директор «Территории.РФ»
    Телефон
    Почта
    Мессенджеры
    © Территории.РФ 2021