ХАКАТОН
Амбициозные цели и фокус на конкретной теме
Как Мурманская область становится одной из ключевых точек для путешествий по России
В 2022 году Мурманская область приняла почти 540 тысяч туристов — рекордное для региона количество. Турпоток вырос на 11% по сравнению с прошлым годом, область поставила рекорд среди всех регионов Арктической зоны, а доход от туризма за четыре года составил более 13 миллиардов рублей. Достигать впечатляющих результатов помогает стратегическое планирование и четкий фокус на определенной теме. Как сочетать эти инструменты рассказывает руководитель комитета по туризму Мурманской области Александр Елисеев.

Александр Елисеев

Руководитель комитета по туризму Мурманской области
Ключевая задача любого регионального комитета по туризму — понимать, куда хочешь прийти. Пока у тебя нет цели, корабль будет ходить то влево, то вправо. Расскажу про то, как мы двигаемся к своим целям.
1. Определить стратегию
Когда я приступил к работе, уже была разработана «Стратегия кластерного развития туризма Мурманской области» на 2021-2025 годы. В ней собраны цифры: текущее положение дел и то, чего хочется достигнуть в будущем. Мы продолжили изучать рынок и внедрили несколько инструментов, ключевые из них — анкетирование гостей и концепция развития туризма на 5 лет.
2. Изучить целевую аудиторию
Мы замотивировали туристов заполнять электронную анкету и распространили ее, используя все доступные каналы: через туроператоров, туристско-информационный центр, наш сайт и социальные сети. Мы постоянно держим руку на пульсе: зачем туристы к нам приезжают, что нравится и что не нравится, готовы ли они вернуться и посоветовать отдых в Мурманской области друзьям. Это позволяет верно расставить акценты.
3. Выявить фокус
Концепция развития туризма с пятилетним горизонтом планирования – наш навигатор. В концепции заложен фокус на каждый год. Мы стартовали в 2022 году, он был связан с экологическим туризмом и природными территориями. Сейчас идет год активного туризма, дальше — культурно-познавательный, потом промышленный, а в пятый, завершающий год, мы сделаем упор на деловой туризм.
Этот подход позволяет нам глубоко прорабатывать конкретное направление, проводить инвентаризацию имеющихся ресурсов и программ. К примеру, в год экологического туризма мы вовлекли в работу заповедники, природные парки, ученых, апробировали и оцифровали 13 экологических маршрутов по всей территории региона.

Мы также разрабатывали контент и фокусировали внимание блогеров и СМИ исходя из тематики года, а не просто писали статьи про туризм в Мурманской области.
4. Вовлечь бизнес-сообщество
Здесь мы работаем по нескольким ключевым направлениям. Первое — помогаем бизнесу запускать новые инициативы. За последние годы мы поддержали около 120 проектов — мы не только выделяем на них средства, но и оказываем поддержку на этапе реализации, помогаем в разных аспектах деятельности. В 2023 году в регионе реализованы проекты по благоустройству пляжей. На территории Арктики мы вместе с предпринимателями занимались этим впервые, пришлось решать вопросы с обучением спасателей, водопользованием и многим другим.

Концепция помогает нам понять, куда двигаться дальше, выявить потребности бизнеса. Например, пару месяцев назад мы проводили конкурс проектов по активному туризму. Поддержали пять из них, но в ходе приема заявок поняли, что особое внимание требуют все инициативы, связанные с водными активностями. Учитывая активный рост этого сегмента, назрела необходимость принимать системные решения по вопросам безопасности такого рода туризма.

Для консолидации усилий мы создали несколько профессиональных чатов по направлениям: чат с отельерами, туроператорами, аттестованными гидами, рестораторами и так далее. Наша задача — формирование профессионального сообщества, обмен идеями, новостями.

Отдельная задача в рамках этого направления — информирование бизнеса. Мы в режиме реального времени рассказываем бизнесу о новых объектах и услугах. Нужно не бояться мыслить стратегически и делиться планами: у нас не только губернатор, но и бизнес понимает, чем мы будем заниматься в ближайшие пять лет.
5. Выстроить работу с инвесторами
С инвесторами мы работаем на нескольких уровнях. Для поддержки инвесторов в регионе работает Корпорации развития Мурманской области, при этом туризм выделен в одно из приоритетных направлений. Еще один важный инструмент — «Институт инвеступолномоченных». Это люди, которые берут инвестора за руку и помогают пройти все этапы — от подбора земельного участка до запуска проекта.
6. Создать комплексные туристические продукты
Мы собрали всех за одним столом — туроператоры, объекты показа, заповедники, рестораторы, отельеры и так далее. Мы сделали так, чтобы туроператоры побывали на местах, протестировали новые маршруты и включили в свои программы.
Мы создали условия для профессионального знакомства и партнерства и превратили это в систему. Теперь у нас работает «Арктическая лаборатория туризма» — инструмент на стыке работы с бизнесом и создания туристических продуктов. В рамках «Лаборатории» мы собираем кросс-функциональные команды, куда включаем экспертов из разных отраслей — отельеров, рестораторов, гидов, туроператоров, СМИ. За прошлый год мы сделали 15 выездов.

Это серьезная работа: лаборатория апробирует все новые программы, маршруты, объекты в регионе. И главное — по итогам каждой сессии мы собираем развернутую обратную связь с рекомендациями по улучшениям. В результате таких поездок развивается не только региональный турпродукт, но и квалификация региональных представителей индустрии гостеприимства.
Например, в Лапландском заповеднике появилась эксклюзивная ночная экскурсия. Другой пример — один из островов в Кандалакшском заливе активно посещали отдыхающие, оставляя мусор и костровища. Местные предприниматели согласовали с заповедником, граничащим с данным островом, проект обустройства, сформировали sup-маршрут, победили в конкурсе региональной поддержки и не просто решают проблему, а создают новый туристический продукт.

В Арктической лаборатории ставятся опыты, изучаются все составляющие турпродукта и находятся интересные, эффективные решения.
7. Определить повестку в СМИ
Мы хорошо ориентируемся в инфополе, понимаем требования СМИ. При этом мы не просто показываем то, что просят, а сами определяем повестку. Когда к нам приходит запрос, мы прицельно подбираем интересные места, консультируем коллег. Некоторые возвращаются по несколько раз, потому что мы всегда готовы предложить новую тему, показать новые локации.
8. Создать каналы коммуникации с туристами
У нас есть туристско-информационный центр (ТИЦ). Он курирует портал Murmansk.Travel и связанные с ним социальные сети. Мы гордимся нашим одноименным телеграм-каналом. В нем регулярно выходят классные и актуальные подборки для отдыха как местных жителей, так и туристов, а также интересные тематические статьи и горячие анонсы.
9. Отвечать за событийный маркетинг в регионе
В году 52 недели, одна из них занята Новогодними праздниками. Исходя из этого мы приняли решение проводить 51 мероприятие в году. Каждые выходные в регионе должно быть интересно. Мы собираем единый календарь, стараемся грамотно разводить потоки. В календарь попадают не все события — у нас разработаны довольно жесткие критерии, которым нужно соответствовать.
10. Отстроить командную работу с муниципалитетами
В муниципалитетах зачастую непонятно, кто отвечает за туризм, поэтому мы на каждом участке определили такое лицо. Наша задача — сформировать на уровне муниципалитетов крутые команды, которые бы понимали, что и как делать. Обучить их, обменяться идеями. Зачастую в одном муниципалитете вопрос уже решён, а другие и не знали, что это, во-первых, может быть вопросом, а во-вторых, что его можно так решить. Поэтому мы стараемся все практики обобщать. Для этого мы создали «Школу арктического гостеприимства» — обучающие семинары для представителей муниципальных органов власти и агентств развития территорий.

Для нас очень важно, чтобы свое место на туристической карте региона нашел каждый муниципалитет. Сегодня мы формируем дорожные карты развития туризма в каждом из муниципалитетов. В ручном режиме с каждым муниципалитетом мы определяем проблему и конкретную цель каждого муниципалитета. И разрабатываем целевую дорожную карту, состоящую из пяти блоков.

  • Первый блок — развитие туристской инфраструктуры. Муниципалитет вместе с нами решает, какая инфраструктура нужна здесь и сейчас.
  • Второй блок — привлечение кадров в туристскую отрасль. Что нужно сделать, чтобы ребята учились туризму, приезжали работать или остались в родном городе. Выявляем проблемы — где-то это общежития, где-то квартиры, где-то отсутствие образовательных учреждений.
  • Третий блок — развитие туристских продуктов и маршрутов. Это могут быть смотровые площадки, указатели, экотропы и так далее.
  • Четвертый блок — маркетинг и продвижение. Здесь мы совместно ищем точки роста, выявляем локации, о которых хотим рассказывать, определяем общую повестку.
  • Пятый блок — формирование календаря событий. Это то, о чем я говорил в блоке про событийный маркетинг.
Следующая задача — скоординировать усилия всех муниципалитетов.
Важно отметить, что наша главная задача — сформировать сообщество, максимально упростить задачи и вдохновить людей на работу. Нам важно вместе приходить к результату — когда человек понимает, что с его помощью появились новые гостиницы, кафе, туристические объекты, он четко ощущает ценность своей работы.
11. Наладить работу с другими департаментами
Понятно, что нужно взаимодействовать с другими комитетами. Объясню на примере, как это работает у нас. Этот год посвящен активному туризму. Поэтому мы пришли в министерство спорта и объяснили им, какие элементы должны присутствовать на спортивных мероприятиях. Например, на забег лыжников рядом строится саамская деревня. Таким образом мы знакомим аудиторию спортивных мероприятий с культурой и традициями территории, и в то же время привлекаем зрителей, делаем спортивные события более зрелищными.
12. Заняться законотворчеством
Наша команда активно занимается регулированием и развитием туристской деятельности. Сейчас ключевая задача — легализация туриндустрии и повышение безопасности туризма. В регионе активно идет работа по аттестации гидов (экскурсоводов). Также мы формируем региональный реестр рекомендованных туристических маршрутов для самостоятельного прохождения туристическими группами.
13. Вовлечь в туризм местных жителей
Важно, чтобы местные жители открывали для себя новые места в области. В прошлом году мы запустили на нашем портале региональный кэшбек, в рамках которого компенсировали туроператорам часть затрат на каждого экскурсанта при условии снижения стоимости программы для потребителя. В первую очередь мы предлагали путешествия по программе кэшбека отдельным социальным группам, в том числе студентам туристских профессий.

Мы получили очень хороший эффект — с одной стороны, дополнительно прорекламировали портал Murmansk.travel. С другой — замотивировали туроператоров описать свои продукты на портале, помогли им перед высоким сезоном обкатать программы. И третий, важный эффект — продажи. Во время поездок экскурсанты тратили деньги на сопутствующие услуги или товары.
14. Привлечь молодежь
В начале учебного года я прихожу в Мурманский арктический университет и колледжи, разговариваю со студентами — знакомлюсь, приглашаю на практику, обсуждаю темы для написания выпускных работ. Круто, когда студенческие дипломы и научные работы содержат прикладные исследования и привязаны к нашим продуктам.
Кроме того, у нас проходит ярмарка вакансий, к которой мы привлекаем бизнес-сообщество. Вообще, мы регулярно собираем от них потребности — они присылают запросы на стажировки, а мы передаем их студенческому активу. Это ребята из разных вузов и колледжей, которые постоянно участвуют в наших акциях и мероприятиях.

Комитет планирует сотрудничать с молодежным пространством «Сопки» — будем рассказывать ребятам о наших планах развития в муниципалитетах и привлекать к совместной работе. 
15. Отслеживать прогресс и корректировать планы
Наше главное мероприятие — «Совет по туризму», который проходит раз в год. На Совете мы совместно с губернатором и турсообществом обозначаем проблемы и принимаем ключевые решения — это позволяет быть гибкими и корректировать нашу стратегию.
Как измерить успех
Первое время для нас турпоток — это ключевая задача и критерий эффективности. Мы как угодно можем привлекать инвесторов в регион, но ни один нормальный человек не пойдёт вкладывать деньги в неизвестность. Он должен увидеть, что это кому-то может быть интересно. Экономике региона необходимо, чтобы гость оставался на более продолжительное время и с более высоким средним чеком.

Сейчас, контролируя количественный и качественный показатель турпотока, мы оцениваем влияние на экономику и на занятость. При этом, рабочие места есть, но не всегда есть квалифицированные кадры. Поэтому создание кадрового резерва и потенциала — это еще одна важная задача.

Для северных территорий также важно замерять, как туризм влияет на социально-экономические показатели. Это то, что сложно оценить и посчитать — «стало уютнее», «город преобразился», «жизнь стала комфортнее». Было бы круто видеть на конкретных цифрах, как туризм меняет территорию и создает условия, при которых становится приятнее жить. Ведь наша отрасль работает не только для тех, кто приехал, но и для местных жителей.

Из пункта выше вытекает еще один важный критерий успеха — удовлетворенность местных жителей. Как только местные жители станут амбассадорами своей области, подтянутся и остальные.
Чтобы обменяться опытом по управлению территориями, увидеть, как схожие задачи решают на других концах России, а также посмотреть на свою деятельность со стороны и выявить точки роста команда Территории. РФ создала Хакатон. По итогам мероприятия мы разрабатываем рекомендации с лучшими практиками в управлении туристическими территориями.

Оставьте контакты и получите наше исследование в числе первых.
    Обсудим, как привлечь туристов на вашу локацию?
    Расскажите, какая перед вами стоит задача. Я задам уточняющие вопросы и опишу, чем мы можем быть полезны
    Анна Булочникова
    Основатель и управляющий директор «Территории.РФ»
    Телефон
    Почта
    Мессенджеры
    © Территории.РФ 2021