ХАКАТОН

Как в Татарстане развивают природный туризм и создают экосистему мини-курортов

Казань всегда привлекала много туристов. Однако в последние время все большую популярность в республике завоевывает загородный туризм. За последние три года предприниматели вложили 3,294 миллиарда рублей в глэмпинги, экоотели и другие объекты и продолжают интересоваться новыми проектами. Как удается привлекать частные инвестиции и зачем в республике создают единую управляющую компанию рассказывает руководитель дирекции по природным территориям Фонда «Институт развития городов Республики Татарстан» Оксана Саргина.

Оксана Саргина

руководитель дирекции по природным территориям Фонда «Институт развития городов Республики Татарстан»
Прежде чем мы начали развивать туризм, мы поняли, что хотим сделать территории удобными для людей, сохранить природу и благоустроить среду для отдыха горожан. Когда инфраструктура нравится местным жителям, тогда хорошо всем остальным, в том числе и туристам.
1. Запустить исследование территорий
Мы создали Дирекцию по природным территориям, в задачи которой входила оценка природного потенциала и формирование готовых концептуальных решений для предпринимателей. За несколько лет работы дирекция создала сообщество предпринимателей: помогали им снимать административные барьеры, получать субсидии, а также делали просветительские проекты, чтобы формировать новую повестку, задавать новые сценарии отдыха на природе.
2. Создать компанию для управления территориями
Когда сформирован пул территорий, нужно приступать к прикладным задачам. Мы создали компанию, которая забрала в управление свободные земельные участки с высоким рекреационным потенциалом. Необходимо сделать из них централизованные мини-курорты, разделить землю на инвестиционные лоты и передать предпринимателям через договор субаренды.

Принцип работы этой компании включает в себя два больших блока. В первый входят объекты, которые реализованы по госпрограмме, например общественные пространства, малые города и исторические поселения. Это территории вне города, у которых есть большой туристический потенциал.

Второй блок — большие земельные массивы, на которых мы делаем концепцию развития территории, считаем финмодель и укрупненную смету. Определяем, какие инвестиции понадобятся для строительства дорог и сетей. Дальше делим территорию на инвестиционные лоты и готовим документы.
Таким образом мы решаем проблему, связанную со стихийной застройкой в разных частях Татарстана. Мы направляем инвесторов и предлагаем им вкладывать деньги туда, где есть или будут построены дороги и другая инфраструктура, где будет единая управляющая компания, общий бюджет на маркетинг и так далее.
Сейчас в работе экокластер «Зеркала Татарстана» (Голубые озера), туристско-рекреационный кластер «Дингез — море Татарстана» (Камское Устье), рекреационные зоны «Гора Соколка» (Верхнеуслонский район), «Красный бор» (Агрызский район), набережная и пляж «Камское море» (Лаишевский район), Кинопоселок «Семрук» (Лаишевский район) и отдельные предпринимательские проекты.
3. Выработать единый бренд
В 2016 году Оксана Саргина возглавляла АНО «Центра развития туризма Республики Татарстан» и руководила процессом создания бренда Visit Tatarstan. Этот опыт помогает нашей команде в работе над новыми территориями — на каждой мы внедряем дизайн-код и следим за тем, чтобы все предприниматели правильно использовали его.

4. Собрать вовлеченную команду
На мой взгляд, стратегию и план определяет команда и уже исходя из этого выбирает инструменты. Кто-то работает над маркетингом и соединяет уже существующие объекты, кто-то занимается большими инвестиционными проектами.

Мы собрали кросс-функциональную команду, где каждый не боится брать на себя ответственность и готов глубоко погружаться в различные сферы.

Развитие природного туризма поддерживается на уровне Раиса Республики Татарстан. Такое внимание очень важно — это помогает решать вопросы с инфрастуктурой и коммуникациями.
5. Провести важные реформы
Вместе с коллегами из министерств и ведомств Республики и Госсоветом Республики Татарстан мы внесли изменения в Земельный кодекс: теперь предпринимателям необязательно участвовать в торгах при получении в аренду государственного или муниципального участка. Раньше на аукцион заявлялись представители других регионов, которые искусственно завышали стоимость земли, что сильно мешало местным бизнесменам.
6. Привлечь инвестиции
Наш план по привлечению инвестиций уже перевыполнен, но мы продолжаем видеть огромный интерес от инвесторов. За 2022 год к нам обратились более 100 предпринимателей, среди которых каждый пятый дошел до реализации. Сейчас у нас работает 43 объекта отдыха нового формата, куда входят глэпминги, кемпинги, экоотели, загородные отели и современные базы отдыха.

Для удобства Дирекция запустила платформу, где размещено 400 земельных участков, 305 из которых являются государственными, а остальные принадлежат частным лицам. Владельцы участков отправляют нам свои лоты, если хотят продать землю, а мы выкладываем объявления на портале.

Когда предприниматели покупают землю, мы продолжаем вести с ними работу — курируем их проекты на уровне концепции. Однако важно не воспитывать «сахарных» предпринимателей, которые постоянно ждут господдержки и не умеют самостоятельно просчитывать риски.
7. Наладить работу с предпринимателями
К этому пункту относится работа с предпринимателями, которые присутствуют на территории. Например, с объектами, предоставляющими услуги питания. Допустим, у нас на пляже есть 11 фудкортов. Управляющая компания заключает с ними договоры, определяет форму взаимодействия и так далее.
8. Внедрить социокультурное программирование
Это все, что относится к концепции территории и воплощению идей в реальность. У нас есть сценарии использования территорией, но важно также заниматься наполнением, развитием инфраструктуры. Так, например, на территории Набережной «Камское море» мы проводим мероприятия (ярмарки, йога). А в ближайшее время заработает аудиогид по территории кинопоселка «Семрук».
9. Проследить за эксплуатацией территорий
В наши задачи входит вывоз мусора, уборка и обслуживание территорий. Сейчас популярные природные места испытывают высокую рекреакционную нагрузку и муниципальные образования в силу объективных причин часто с ней не справляются. Мы готовы решить проблему, взяв на себя долгосрочную задачу по поддержке инфраструктуру.
10. Создать якорный туристический продукт
В марте мы запустили «Волжскую тропу» — пешеходный маршрут вдоль правого берега Волги, объединяющий 26 особо охраняемых природных территорий и более 100 культурных и исторических памятников. Протяженность тропы — 350 км, она связывает Свияжск, Иннополис, Камское Устье и Тетюши.
Необязательно проходить весь маршрут: он поделен на отрезки, большинство из которых доступны в течение девяти месяцев в году. Протяженность участков варьируется от 5-часовой прогулки до 5-дневного похода, а при желании туристы смогут самостоятельно собрать свой трек. Для удобного пользования мы сделали мобильное приложение, а сейчас разрабатываем инфраструктуру: стоянки, сервисные зоны и другие туристические точки.
Как измерить успех
Естественно, главный показатель — доходность. Нам важно быть самоокупаемыми и не зависеть от бюджета республики на содержание территорий.

Второй важный критерий — удовлетворенность местных жителей и улучшение комфорта среды. Все, что мы делаем, мы делаем с любовью к территории и к родному Татарстану. Без этого невозможно добиться хороших результатов.
Чтобы обменяться опытом по управлению территориями, увидеть, как схожие задачи решают на других концах России, а также посмотреть на свою деятельность со стороны и выявить точки роста команда Территории. РФ создала Хакатон. По итогам мероприятия мы разрабатываем рекомендации с лучшими практиками в управлении туристическими территориями.

Оставьте контакты и получите наше исследование в числе первых.
    Обсудим, как привлечь туристов на вашу локацию?
    Расскажите, какая перед вами стоит задача. Я задам уточняющие вопросы и опишу, чем мы можем быть полезны
    Анна Булочникова
    Основатель и управляющий директор «Территории.РФ»
    Телефон
    Почта
    Мессенджеры
    © Территории.РФ 2021